Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Изучение закона сохранения механической энергии при движении тела под действием силы упругости и силы тяжести.
Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника от его длины.
Оценка массы воздуха в кабинете физики при помощи необходимых измерений и расчетов.Определение относительной влажности воздуха.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Определение удельного сопротивления проводника.
Исследование зависимости мощности лампочки накаливания от напряжения.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током
Изучение явления электромагнитной индукции
Определение показателя преломления стекла
Наблюдение интерференции и дифракции света
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров
Изучение взаимодействия заряженных частиц и ядерных реакций по фотографиям
Определение фокусного расстояния линзы
Цель работы: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр
Оборудование: Желоб лабораторный, шарик, металлический цилиндр, измерительная лента, секундомер (метроном)
Описание работы:
При равноускоренном движении без начальной скорости пройденное расстояние определяется по формуле:
а мгновенная скорость:
Промежуток времени измеряется с помощью метронома, который настроен на 120 ударов в минуту, значит время между двумя ударами 0,5с.
Положение цилиндра подбирается так, чтобы удар шарика о цилиндр совпадал с 3-им или 4-м ударом. тогда t = 0.5 · n, где n – число ударов метронома
Указания к выполнению работы:
- Соберите установку по рисунку
- Для записей результатов начертите таблицу
- Измерьте расстояние S, пройденное шариком за 3 или 4 удара метронома
- Вычислите время движения шарика
- Рассчитайте ускорение, с которым скатывается шарик
- Рассчитайте мгновенную скорость шарика в конце желоба. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу
- Рассчитайте погрешности в измерении ускорения и мгновенной скорости, полагая
Число ударов метронома n | Расстояние S, м | Время движения t, с t = 0.5 · n |
Ускорение a=2S/t2 м/с2 | Мгновенная скорость V=a·t м/с |
Сделайте вывод
Контрольные задания:
- Куда направлены ускорения следующих тел:
- поезда, который начинает тормозить;
- поезда, который отходит от станции?
- Куда движутся тела и как изменяются их скорости, векторы начальных скоростей и ускорений которых показаны на рисунке ?
- Троллейбус, трогаясь с места, движется с постоянным ускорением 1.5 м/с2. Через сколько времени он приобретет скорость 54 км/ч?
Цель работы:сравнить изменения потенциальной энергии груза, прикрепленного к пружине, и энергии пружины, растянутой под действием груза
Оборудование: штатив с муфтой, динамометр, линейка измерительная, набор грузов
Описание работы:
Изменение потенциальной энергии груза по отношению к какой — то поверхности определяется изменением его высоты относительно этой поверхности, то есть:
ΔEгр = mgh1 — mgh2 = mg(h1 — h2)= mgΔh
Изменение энергии пружины, если в исходном состоянии она не была деформирована, определяется ее величиной в растянутом положении, то есть:
ΔEпр = |
Если пружина удлиняется под действием падающего груза, то на основании закона сохранения энергии должно выполняться равенство:
ΔEгр = ΔEпр
Указания к выполнению работы:
- Груз укрепите на крючке динамометра и закрепите динамометр в зажиме штатива, чтобы груз при падении не доставал до стола.
- Поднимите рукой груз, разгружая пружину и измерьте h1
- Отпустите груз; падая, он растянет пружину. Измерьте h2 и вычислите Δh, а так же измерьте удлинение Δx пружины.
- Определите массу груза и вычислите изменение потенциальной энергии.
- Вычислите изменение потенциальной энергии пружины.
Результаты занесите в таблицу
№ опыта | h1, м | h2, м | Δh, м | Δx, м | m, кг | ΔEгр, Дж | ΔEпр, Дж |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | |||||||
2 |
Сравните изменение энергии грузов и пружины и сделайте вывод.
Контрольные вопросы:
- Какие превращения энергии происходили при движении груза вниз?
- С поверхности Земли на пятый этаж дома один и тот же человек поднялся первый раз по обычной лестнице, второй раз по отвесной пожарной лестнице, а в третий раз на лифте. В каком случае работа силы тяжести максимальна?
- При выстреле из детского пружинного пистолета шарик массой 3 г взлетает вертикально вверх на 3 м. Какова жесткость пружины в пистолете, если при выстреле ее сжали на 2 см?
Цель работы:проверить на опытах выполнение формулы, связывающей период колебаний маятника с длиной его подвеса.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, часы с секундной стрелкой.
Описание работы:
Шарик, подвешенный на нити, может совершать колебания, период которых определяется по формуле: где – длина подвеса, g – ускорение свободного падения. Поочередно испытывают два маятника, длины подвесов которых отличаются. Чтобы уменьшить влияние побочных факторов, опыт с каждым маятником проводят несколько раз и находят среднее значение времени, затраченное маятником на совершение заданного числа колебаний. Затем вычисляют периоды маятников |
Указания к выполнению работы:
- Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений.
- Соберите рабочую установку (см. рисунок). Длину маятника измеряйте от точки подвеса до середины шарика.
- Отклоните маятник на 5-6 см от равновесия и замерьте время 30–ти его полных колебаний. Повторите измерения 3-4 раза и определите среднее время tср
- Вычислите период колебаний маятника длиной 25-30 см. Затем увеличьте длину подвеса в четыре раза и повторите серию опытов
Результаты занесите в таблицу
№ опыта | , м | n | t, c | tср, c | T, c |
---|---|---|---|---|---|
1 | |||||
2 |
Сравните периоды колебаний двух маятников сделайте вывод о справедливости формулы периода.
Контрольные вопросы:
- Укажите возможные причины расхождения результатов.
- Приведите примеры проявлений механического резонанса и его применения
- Частота колебаний струны равна 1.2 кГц. Сколько колебаний совершает точка струны за 0.5 мин? Каков период колебаний данной точки струны?
Цель работы: оценить массу воздуха в кабинете физики
Оборудование: термометр, барометр, мерная лента, справочник
Описание работы:
в данной работе применяются два метода:
- используя уравнение состояния газа (Менделеева-Клапейрона), для чего нужно произвести необходимые измерения;
- используя формулу плотности, значение которой берем из таблицы плотностей газов
Указания к выполнению работы:
- Измерьте длину, ширину, высоту кабинета и вычислите объем воздуха по формуле:
V = a · b · c
- Снимите показания термометра в кабинете физики и переведите его значение в «СИ» по формуле:
T = t оC + 273K
- Измерьте давление воздуха в кабинете и при необходимости переведите в систему СИ показание прибора, учитывая что:
760 мм.рт.ст. ≅ 101308 Па
- Вычислите массу воздуха, используя формулу:
- Вычислите массу воздуха по формуле плотности
P·V = | ·R·T |
где: M = 0,029 кг/моль — молярная масса воздуха,
R = 8,31 | — газовая постоянная |
Результаты занесите в таблицу
a, м | b, м | c, м | V, м3 | P, Па | T, K | M, кг/моль | R, | m, кг |
ρ = |
(значение плотности для воздуха возьмите из таблицы)
Сравните полученные результаты
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Прочитать графики изопроцессов и построить в других координатах:
Цель работы: Познакомиться с устройством психрометра и волосного гигрометра; измерить влажность воздуха в кабинете.
Оборудование: Психрометр, волосной гигрометр, психрометрическая таблица.
рис. 1 | рис. 2 |
Описание работы:
Психрометр состоит из двух одинаковых термометров, один из которых обернут тканью. Если водяной пар в воздухе не насыщен, то вода из ткани испаряется и показания «влажного» термометра будут меньше, чем сухого. Чем интенсивнее испаряется вода ( чем менее насыщен воздух водяным паром), тем ниже показания «влажного термометра». По разнице показаний двух термометров измеряют влажность воздуха. С этой целью составляют психрометрические таблицы, с помощью которых и определяют конкретные значения относительной влажности.
Указания к выполнению работы:
Сравнивая результаты φ1 и φ2, |
|
рис. 3 |
Результаты занесите в таблицу
tсух, оC | tвлаж, оC | Δt, оC | φ1, % | φ2, % |
Контрольные вопросы:
- Какое значение имеет знание влажности воздуха? Приведите пример из своей будущей профессии.
- На улице моросит холодный осенний дождь. В комнате развешано выстиранное белье. Высохнет ли оно быстрее, если открыть форточку?
- Как по внешнему виду отличить (не прикасаясь руками), трубу с горячей водой от трубы с холодной водой на кухне или в ванной комнате?
Цель работы: экспериментально определить коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва капель.
Оборудование: весы учебные, разновес, (или мензурка), пипетка, стакан с водой, штангенциркуль.
Описание работы:
Расчеты показывают, что отрыв капли воды от пипетки происходит при выполнении равенства: m · g = σ · π · d, где m — масса капли, σ — коэффициент поверхностного натяжения воды, d – внутренний диаметр пипетки.
Отсюда σ = |
Для повышения точности измеряют массу n нескольких капель (m · n), тогда формула примет вид:
σ = |
Указания к выполнению работы:
- Измерьте с помощью штангенциркуля внутренний диаметр пипетки d
- Накапайте в пустой стакан 100-200 капель воды и с помощью весов или мензурки определите массу воды.
- По формуле, приведенной выше, вычислите коэффициент поверхностного натяжения σ
Результаты занесите в таблицу
d, m | Число капель n | m, кг | σ, Н/м |
Сравните полученный результат с табличным и вычислите погрешность опыта по формуле:
ε = | ·100% |
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Какую роль играют явления поверхностного натяжения жидкостей, смачивание и капиллярность в приготовлении кондитерских изделий. Приведите конкретный пример.
- Вода по фитилю поднимается на 80 мм. На сколько поднимется спирт по тому же фитилю?
Цель работы: определить материал проволоки по удельному сопротивлению.
Оборудование: источник постоянного тока, амперметр, ключ, вольтметр, исследуемая проволока, соединительные провода, штангенциркуль, справочник.
Описание работы:
Проводимость металлов, а значит, их сопротивление R зависит от размера проводника (длины и площади поперечного сечения), а также материала проводника (удельного сопротивления). В данной работе требуется определить материал проводника, используя Закон Ома для участка цепи и формулу электрического сопротивления.
Указания к выполнению работы:
- Измерьте длину проволоки и ее диаметр d.
- Соберите электрическую цепь по схеме
- Замкните ключ и снимите показания амперметра и вольтметра.
- Используя формулы сопротивления проводника, площади поперечного сечения проводника и закон Ома для участка цепи
- Вычислите приблизительное значение удельного сопротивления.
- Определите по справочнику материал проводника
Вычислите погрешность измерения удельного сопротивления
выведите рабочую формулу для вычисления искомого удельного сопротивления, т.е.:
ρ =
ε = | ·100% |
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Что такое короткое замыкание? Что нужно знать о нем?
- Почему для изготовления нагревательных элементов применяют проводники с большим удельным сопротивлением, а для проводящих проводов — с малым?
Цель работы: Исследовать мощность лампочки накаливания, с помощью амперметра и вольтметра.
Оборудование: источник постоянного тока, лампочка на подставке вольтметр и амперметр, ключ, соединительные провода.
Описание работы:
Требуется экспериментально определить мощность лампочки накаливания, измерив силу тока в замкнутой электрической цепи, а напряжение на зажимах лампочки накаливания, используя формулу
Р = UJ
Указания к выполнению работы:
- Подготовьте таблицу для записей измерений и вычислений:
- Соберите электрическую цепь по схеме:
- Замкните ключ и снимите показания приборов.
- Найдите абсолютную погрешность силы тока, т.е.:
ΔJ = Jmax · где kА — класс точности амперметра
Результат измерения напряжения запишите в виде:
J ± ΔJ.Аналогично, найдите абсолютную погрешность напряжения т.е.:
ΔU = Umax · где kV — класс точности вольтметра
Результат измерения напряжения запишите в виде:
U ± ΔU. - Вычислите мощность лампочки.
Окончательный результат записать с учетом погрешности,
т.е. ΔР = Р · εP; где εP = εJ · εU;
J, A | ΔJ, A | U, B | ΔU, B | P, Вт | ΔP, Вт |
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Сколько нужно заплатить за 3 мин. работы электрокипятильника мощностью 0,5 кВт, если стоимость 1 кВт-часа электроэнергии составляет 4 рубля ?
- Как можно экономить потребление электроэнергии? Назовите способы.
Цель работы: Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление данного источника тока.
Оборудование: Источник постоянного тока, ключ, амперметр, вольтметр, реостат, соединительные провода.
Описание работы:
Экспериментально требуется определить сопротивление источника тока, используя закон Ома для полной цепи, измерив силу тока в цепи и напряжение на резисторе.
Указания к выполнению работы:
- Соберите электрическую цепь по схеме:
- При разомкнутом ключе вольтметр показывает напряжение приблизительно равное ЭДС источника, т.е.,
U = ε - Найдите абсолютную погрешность измерения ЭДС источника тока, т.е.:
Δε = Umax · где kV — класс точности вольтметра
И тогда, окончательный результат запишите в виде:
ε ± Δε = - Отключите вольтметр и снимите показания амперметра в замкнутой цепи.
- Запишите класс точности амперметра и предел измерения его шкалы, т.е.:
kA = ; Jmax = ; - Используя закон Ома для замкнутой цепи, рассчитайте внутреннее сопротивление r источника токи по формуле;
- Учитывая, что сопротивление резистора R известно с относительной погрешностью 3%, оцените абсолютную погрешность его измерения ΔR
- Найдите абсолютную погрешность измерения внутреннего сопротивления источника тока, т.е.:
Δr = | + ΔR |
Запишите окончательный результат измерения в виде:
r = r ± Δr
Контрольный вопрос:
Почему показания вольтметра при разомкнутом и замкнутом ключе различны?
Цель работы: исследовать поведение проводника с током в магнитном поле
Оборудование: источник постоянного тока, дугообразный магнит, полосовой магнит, штатив с лапкой, катушка-моток, реостат, ключ, соединительные провода.
Описание работы:
Требуется определить (качественно) зависимость силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, от значения магнитной индукции, силы тока в проводнике, длины проводника.
Указания к выполнению работы:
- Подвесьте проволочную катушку на штативе так, чтобы она не касалась полюсов магнита. Подключите катушку к источнику тока через реостат (см. рисунок) и замкните ключ.
- Изменяя положение ползунка реостата, повторите опыт 2-3 раза при различной величине тока. Выясните зависимость силы Ампера от величины тока J в цепи.
- Не изменяя величины тока, сравните отклонение катушки от равновесия при дуговом магните, затем при дуговом и полосовом вместе, сложенных одноименными полюсами. Выясните зависимость силы FA от магнитной индукции В
- Поднесите дугообразный магнит к катушке с током, а затем к другому проводу (например, идущему от источника к ключу) и сравните их отклонения от первоначального положения. Выясните зависимость силы Ампера FA от длины проводника l
Сделайте выводы из ваших наблюдений.
Контрольные вопросы:
- Почему нежелательно, чтобы социальная карта москвича и подобные ей карточки располагать вблизи металлических предметов, например, ключей?
- Приведите примеры применения магнитных взаимодействий, в частности, силы Ампера в своей будущей профессии
Цель работы: изучить условия возникновения индукционного тока, ЭДС индукции
Оборудование: катушка, два полосовых магнита, миллиамперметр.
Описание работы:
Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.
рис. 1
Строго говоря, при движении контура в магнитном поле генерируется ЭДС
рис. 2
По правилу Ленца индукционный ток в замкнутом контуре при изменении магнитного потока в нем, направлен против изменения магнитного потока, вызывающего этот индукционный ток.
Поэтому в катушке направление линий магнитного поля противоположно линиям постоянного магнита, ведь магнит движется в сторону катушки. В случае, когда магнит отодвигается от катушки, линии магнитного поля индукционного тока будут совпадать по направлению с линиями постоянного магнита
Указания к выполнению работы:
Подготовьте для отчета таблицу и по мере проведения опытов заполните её
№ п/п | Действия с магнитом и катушкой | Показания миллиамперметра, мА | Отклонения стрелки миллиамперметра | Направление индукционного тока (по правилу Ленца) |
---|---|---|---|---|
1 | Быстро вставить магнит в катушку северным полюсом | |||
2 | Оставить магнит в катушке неподвижным | |||
3 | Быстро вытащить магнит из катушки | |||
4 | Быстро приблизить катушку к северному полюсу магнита | |||
5 | Оставить катушку неподвижной после | |||
6 | Быстро вытащить катушку от северного полюса магнита | |||
7 | Медленно вставить в катушку магнит северным полюсом | |||
8 | Медленно вытащить магнит из катушки | |||
9 | Быстро вставить в катушку 2 магнита северным полюсом | |||
10 | Повторить опыт для магнита южным полюсом | |||
11 | Быстро вытащить магнит из катушки после опыта 10 | |||
12 | Быстро вставить в катушку 2 магнита южными полюсами |
Сделайте вывод на основе проведённых наблюдений
Контрольные вопросы:
- Сформулируйте правило Ленца Связь его с законом сохранения энергии?
- Примеры применения индукционного тока практике.
Цель работы: определить показатель преломления стеклянной пластины
Оборудование: стеклянная пластина, имеющая форму трапеции, лазерная указка, карандаш, линейка, справочник
Описание работы:
После прохождения через стеклянную плоскопараллельную пластину луч света смещается, однако его направление остается прежним. Анализируя ход луча света, можно с помощью геометрических построений определить показатель преломления стекла
n = |
где α и γ — соответственно угол падения и преломления светового луча.
Указания к выполнению работы:
- Обозначьте карандашом границы стеклянной пластины в тетради, как показано на рисунке.
- Направьте световой луч лазерной указки под некоторым углом к верхней грани пластины. Вдоль падающего на пластину и вышедшего из нее световых пучков поставьте точки 1, 2, 3, 4. Затем снимите пластину и с помощью линейки прочертите падающий, выходящий и преломленный лучи
- Через точку пересечения верхней грани пластины и падающего луча проведите ⊥ сквозь пластину и отметьте углы падения α и преломления γ
- Далее постройте прямоугольные треугольники ΔABE и ΔСВЕ, у которых гипотенузы равны, т.е. AB=BC
- Так как:
sin α = , а sin γ = то формула для определения показателя преломления примет вид:
n = = Сравните полученный результат с табличным, рассчитайте ошибку эксперимента
ε = ·100%
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Что называют относительным показателем преломления прозрачной среды?
- Привести примеры применения явлений отражения и преломления в практике.
Цель работы: изучить характерные особенности интерференции и дифракции света.
Оборудование: проволочное кольцо с ручкой, стакан с раствором мыла, стеклянная трубка, пластинки стеклянные -2 шт., СД -диски; картонная рамка с проволочкой; капроновая ткань, лампа с прямой нитью накала.
Описание работы:
Часть 1: Наблюдение интерференции света:
Для наблюдения интерференции при монохроматическом излучении в пламя спиртовки вносят комочек ваты, смоченной раствором хлорида натрия. При этом пламя окрашивается в желтый цвет. Опуская проволочное кольцо 4 в раствор мыла 5, получают мыльную пленку, располагают ее вертикально и рассматривают на темном фоне при освещении желтым светом спиртовки наблюдают образование темных и желтых горизонтальных полос (рис.2)
Часть 2: Наблюдение интерференции света:
Дифракция света проявляется в огибании светом препятствий, в проникновении света в область тени. Распределение интенсивности света за неоднородностью среды характеризует дифракционную картину, которую наблюдают на тонкой нити. Рамку с нитью располагают на фоне горящей лампы (рис.3)
В капроновой ткани имеется два выделенных взаимно перпендику¬лярных направления. Поворачивая ткань вокруг оси, смотрят на нить горящей лампы сквозь ткань, добиваясь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос (дифракционный крест)
Указания к выполнению работы:
- Зарисуйте интерференционную картину, полученную на мыльной пленке при освещении ее желтым светом.
- Опишите интерференционную картину от двух сжатых стеклянных пластинок (в зависимости от силы сжатия)
- Опишите интерференционную картину при освещении СД-6
- Зарисуйте дифракционную картину, наблюдаемую за тонкой нитью
- Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Назовите необходимое условие возникновения интерференции. Приведите примеры ее проявления в природе и применения в практике
- Назовите необходимое условие возникновения дифракции. Приведите примеры ее проявления в природе и применения в практике
Цель работы: изучить особенности линейчатого спектра газов и сплошного спектра излучения твердых тел
Оборудование: проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, гелием, неоном, криптоном, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив, соединительные провода стеклянная пластина
Описание работы:
Указания к выполнению работы:
- Расположите стеклянную пластину горизонтально перед глазом. Сквозь грани, составляющие угол 45°, наблюдайте светлую вертикальную полоску на экране – изображение диафрагмы проекционного аппарата (рис.1)
- Выделите основные цвета полученного сплошного спектра и запишите их в наблюдаемой последовательности.
- Повторите опыт, рассматривая полоску через грани, образующие угол 60o (рис.1). Запишите различия в виде спектров
- Наблюдайте линейчатые спектры водорода, гелия или неона, рассматривая светящиеся спектральные трубки сквозь грани стеклянной пластины . Запишите наиболее яркие линии спектров
- Проведите наблюдение сплошного спектра излучения лампы накаливания с помощью плоскопараллельной пластинки. Опишите наблюдаемый спектр.
Контрольные вопросы:
- Что называют спектральным анализом?
- Какие операции нужно проделать с крупицей вещества, чтобы узнать ее химический состав с помощью спектрального анализа. Как это можно применять в пищевом и кондитерском производстве?
Цель работы: проанализировать фотографии треков заряженных частиц, движущихся в магнитном поле и участвующих в ядерных реакциях.
Оборудование: фотография трека заряженной частицы в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле, фотография треков частиц при реакции взаимодействия ? — частицы с ядром атома азота
Описание работы:
На фотографии (рис.1), сделанной в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле, изображены траектории двух заряженных частиц. Трек I на фотографии принадлежит протону, трек II- частице, которую надо идентифицировать. Начальные скорости обеих частиц одинаковы и ? краю фотографии. Линии индукции внешнего магнитного поля ? плоскости фотографии. Идентификация неизвестной частицы с зарядом q и массой т осуществляется путем сравнения ее удельного заряда
c удельным зарядом протона
|
Под действием силы Лоренца заряженная частица движется по окружности радиусом R1. По второму закону Ньютона: m · a = F Или:
где B – магнитная индукция. Тогда:
для протона аналогично:
или:
Для измерения радиуса кривизны трека вычерчивают две хорды и проводят к ним перпендикуляры из центров хорд (рис.2). Центр окружности лежит на пересечении этих перпендикуляров. Ее радиус измеряют линейкой.
На фотографии, сделанной в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле (рис.3), изучают ядерную реакцию взаимодействия альфа-частицы с атомом азота, впервые осуществленную в 1919 году Э. Резерфордом. В результате реакции образуется протон и частица.
Рисунок 3
Указания к выполнению работы:
- Определите знак заряда неизвестной частицы на фотографии (рис.1).
- Укажите на фотографии направление вектора индукции В.
- Измерьте радиусы треков обеих частиц R1 и R2
- Сравните удельные заряды частиц и идентифицируйте неизвестную частицу. Сделайте вывод.
- Отметьте, какой трек принадлежит альфа — частице, какой — протону.
- Укажите: какой элемент образовался при реакции. Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод.
Контрольные вопросы:
- Что называют радиоактивным изотопом?
- Приведите примеры применения радиоактивных изотопов и радиоактивного облучения в пищевом производстве (конкретный пример)
Цель работы: определить фокусное расстояние собирающей линзы
Оборудование: источник постоянного тока, лампочка на подставке, ключ, соединительные провода, экран, линза выпуклая, линза вогнутая
Указания к выполнению работы:
- Собрать электрическую цепь, замкнуть ее, разместив приборы так, чтобы на экране образовалось резкое изображение нити лампы в собирающей линзе ( рис. )
- Произвести соответствующие измерения расстояний:
а) от линзы до экрана — f;
б) от линзы до лампочки — d; - Вычислить фокусное расстояние F собирающей линзы, используя формулу линзы:
- Попытайтесь повторить опыт с рассеивающей линзой. Почему изображение на экране вам не удается получить? Где надо поместить экран, чтобы увидеть изображение лампы?
- Покажите на схемах изображение лампы в собирающей и рассеивающей линзах.
Сделайте вывод
Контрольные вопросы:
- Что называют фокусным расстоянием и оптической силой линзы? В каких единицах они измеряются?
- Проведите примеры применения линз в практике, быту
0 Responses to “Лабораторные работы”